imageszadatki-kak-anatomo-fiziologicheskie-predposylki-razvitija-sposobnostej-thumb.jpg

Анатомо-физиологические предпосылки развития способностей

ЗАДАТКИ — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки — анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Задатки. Человек не рождается на свет с готовыми способностями. Они развиваются у него в течение жизни. То, что у одного человека развились одни, а у другого другие способности, обусловливается воспитанием и деятельностью человека. Вместе с тем нельзя оторвать способности от их материального субстрата и рассматривать их развитие как полностью не зависящее от организма человека.

Анатомо-физиологические предпосылки развития способностей

Многие способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных физических данных. Анатомо-физиологические особенности имеют большое значение для развития способностей, так как облегчают совершенствование человека в той или другой деятельности. Связь способностей с типами нервной системы.

Типы нервной системы, связанные с динамикой нервных процессов в коре головного мозга — с их силой, уравновешенностью и подвижностью. Чисто человеческие» типы нервной системы — «мыслительный», «художественный» и средний. Эти типы связаны с преобладающим значением в деятельности человека первой или второй сигнальной системы. Средний тип характеризуется известной уравновешенностью обеих сигнальных систем, отсутствием преобладания какой-либо из них в деятельности человека.

Способности в структуре личности

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития.

Смотреть что такое «ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ» в других словарях:

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность — способность к обучению — и специальная — высокий уровень специальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность).

Развитие способностей

Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое: — незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; — осознание способности; — включенность способности в характер. З. с. как одно из условий формирования способностей не предопределяют развития способностей.

З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Способности — это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Все способности человека классифицируют, исходя из их внутренней структуры. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей — творческие.

Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т. п., а их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

2 — Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Что представляют собой факторы, предпосылки и движущие силы психического

Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания. Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми.

При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие. Большое значение для развития способностей имеет и характер человека. Выделяют два уровня развития способностей — репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать той или иной деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

Кроме указанных уровней, следует выделить виды способностей по их направленности или специализации. Общие умственные способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Такова, например, способность к труду: если она не будет сформирована у человека, то ни одна профессиональная способность не сможет быть развита.

В. Н. Князев подчеркивает, что определить способности человека чрезвычайно трудно. Если бы существовали надежные методики распознававания хотя бы анатомо-физиологических задатков, лежащих в основе способностей, то был бы решен целый ряд очень важных для человечества проблем.

В труде способности раскрываются и развиваются

Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям.

Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Продуктивность, эффективность деятельности, конечно, сама по себе важна, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.

Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении. Задатками называются анатомо-физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей. Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом.

Не проходите мимо: