imagessuschnost-ne-sleduet-umnogat-bez-neobhodimosti-avtor-thumb.jpg

Бритва Оккама

Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. То, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, – он всего лишь озвучил принцип, известный ещё со времен Аристотеля и в логике носящий название «Закон достаточного основания».

В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Сам Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа , не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

При дальнейшем расследовании оказывается, что к номинализму в собственном смысле слова максима относится весьма условно. Однако ни один из значительных средневековых авторов (не только номиналистов) в данном виде аксиому не формулировал. И это — наиболее раннее выражение латинской максимы, известной впоследствии под названием «Бритва Оккама». Однако уже в 1918 году в популярном научном журнале «Mind», издававшимся в Канаде Йоркским университетом и посвящённом вопросам философии, была опубликована статья «Миф о бритве Оккама».

Так, в по-современному тщательном издании Оккама на английском языке — «Ockham. Максимы Оккама в его мнимой и действительной формах могут показаться сходными до неразличимости, но лишь на взгляд человека, далёкого от жарких споров теологов и философов.

Одним из спорных, «горячих», вопросов того времени был вопрос об «универсалиях», — имеют ли они свою сущность. Собственно, в силу так любимой Оккамом логики. В оригинале «принцип экономии» порождается, похоже, в непоколебимой уверенности, что само по себе совершенство должно быть простым. Это кажется метафизической основой, на которой мы стоим также, как средневековье и античность.

После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с широкими ногтями»

А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие (razor), то и на инструмент установления истины было перенесено то же название. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался».

В издании «Ockam. Иногда принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.

Этот принцип, позже получивший название «бритва Оккама», сыгралважную роль в борьбе против ср.-век

Наполеон, якобы, спросил (полушутя, полусерьёзно): «Что-то я не вижу в вашей теории места для Бога». На что Лаплас, якобы, ответил: «Сир, у меня не было нужды в этой гипотезе». Ещё во время обучения в Оксфорде вступил во францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию.

Обосновавшись в Мюнхене, Оккам оставался там до самой смерти. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке вопыте, должны быть удалены из науки: «сущности не следует умножать без необходимости». В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться изостальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода.

То, что в условиях Проторенессанса сформулировал Оккам, было известно, по крайней мере, со времён Аристотеля. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определениедоказательства.

Не проходите мимо: