imagesarhitektor-tserkov-voznesenija-v-sele-kolomenskom-bliz-moskvy-thumb.jpg

Церковь Вознесения в Коломенском

Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения».

В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе. С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет.

К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана:65. С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании.

Церковь Вознесения Господня, ансамбль усадьбы Коломенское

При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места».

На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти

С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения. В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина.

По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой.

В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Всего в 1986—1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

Не проходите мимо: