imagesatomizm-eto-uchenie-o-tom-chto-materija-thumb.jpg

Демокрит и атомисты

Это был важный пункт в теории атомистов. Генезис античного атомизма связан с поставленной в Элейской школепроблемой обоснования множества и движения. 4) атомы пребывают и перемещаются в пустоте. Некоторые из этих тем были разработаны Демокритом впервые. С этой точки зрения, существование пустоты было так же истинно, как и существование атомов.

Главной онтологической трудностью для атомизма вайшешиков было объяснение того, каким образом вечные и невоспринимаемые атомы образуют невечные и воспринимаемые объекты. Завершением традиции атомистики Демокрита-Эпикура стала поэма Лукреция«О природе вещей», в которой были изложены основы эпикуровской философии, в т. ч. учение об атомах.

Но в отличие от классического атомизма его учение не может считаться количественной теорией мира, Ибо четыре элемента здесь – это предельно ограниченное понятие качества. Для него пустота и атомы – это «фикции поверхностной философии», рабочая гипотеза, способная удовлетворить лишь «немудрящих физиков». Идея пустоты и атомов как неделимых материальных частиц получила дальнейшее развитие в естественных науках.

Последним и наиболее совершенным творением, которое дала постоянно развивавшаяся древнегреческая философия природы, был атомизм. Его взгляды были более архаичны, нежели теория, сформулированная Демокритом. Демокрит из Абдеры жил приблизительно в 460–360 гг. до н. э. в Абдере и учился у Левкиппа. Во времена Тиберия 60 работ Демокрита были изданы Трасиллом, в 15 тетралогиях. С точки зрения философии, наиболее важными из его работ были, как нам кажется, следующие: «Великий диакосмос», «Малый диакосмос» и «О логике, или Мерило».

Демокрит и атомисты

Развитая Демокритом теория атомизма имела лишь одного предшественника — Левкиппа. Их не хватало уже в античности, и еще тогда появились подозрения, что это мифическая фигура. Как считал Демокрит, «На самом деле существуют только атомы и пустота».

Буддийские школы вайбхашики и саутрантики, взгляды которых изложены Васубандху в «Абхидхармакоше»,подчеркивают мгновенность и изменчивый характер атомов. Однако они не образуют ни диад и триад (как в вайшешике), ни «молекул» (как в джайнизме и адживике), а только кратные 7 совокупности – скандхи.

Атомистическую форму имеет в вайшешике и манас – внутренний психический орган, координирующий деятельность органов чувств. Значит, мир не мог быть создан непосредственно из атомов. Т.о., минимальными строительными блоками, из которых вайшешики конструируют свою вселенную, оказываются не атомы, а триады, состоящие из трех диад и, стало быть, из шести атомов. Если проникает, то у атомов есть внутренняя и наружная части и, т.о., они не являются неделимыми.

Возник в 5 в. до н.э. в Древней Греции и связан с именами Левкиппаи Демокрита,которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч. ἠ ἄτομος οὐσία, неделимая сущность). Если понимать атомизм шире – как вообще теорию дискретного бытия, тогда предтечей его можно считать Эмпедокла,согласно которому материя состоит из четырех элементов и соответственно дискретна. De mixt. 213.18–214.5) и об «амерах» Диодора Крона (Alex. Aphrod.

Левкипп жил в одно время с Эмпедоклом и Анаксагором; изначальный атомизм ставил явления на один уровень с теориями. Демокрит же развил теорию и связал ее с опытом. Сторонники Демокрита видели природу разнородной, находящейся в непрерывном движении и прерывистой. АТОМИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Атомы в их системе взглядов соответствовали стихиям Эмпедокла и зародышам в соответствующей теории Анаксагора.

Не проходите мимо: