imagesmakarij-egipetskij-osnovatel-monashestva-v-pustynnoj-mestnosti-s-thumb.jpg

Единственная в мире Святая гора

Антоний Великий еще застал в Фиваидской пустыне преподобного Павла Фивейского и стал «отцом монахов». В XX веке «багаж» культурных знаний о Египте пополнился бюстом Нефертити и маской Тутанхамона. Макарий Великий (Египетский) был один из отцов Египетской пустыни IV века, называемых еще святыми отцами, проведший в ней 60 лет, за святость и мудрость названный Великим.

Что в первую очередь приходит на ум современным людям при упоминании Египта? Путешественники XIX в. отправлялись в Египет, чтобы посетить Нубию, увидеть «величие пирамид», языческие капища. В советское время россияне ездили в Египет строить плотины и воевать с Израилем. Конечно, сохранилось немногое, — большинство из них разрушено или завоевателями-арабами, или пришло в запустение со временем. Но все же за 1200 лет владычества в Египте (и в Палестине) магометан, многие из древних святынь сохранились, отчасти еще и потому, что их чтили и христиане, и мусульмане.

Патриархи. Авраам и Лот с семействами жили в Египте, спасаясь от голода, постигшего Ханаан. Правнук Авраама, Иосиф, проданный в рабство в Египет, спас эту страну от голода и, благодаря ему, весь род Иакова-Израиля переселился в дельту Нила. 300 лет израильтяне провели в рабстве у египтян. Мученики. В 304 г. во Фригии пострадал великомученик Мина, а его св. мощи были перенесены и хранятся в Александрии.

Так было положено начало монашеству, и вскоре пустыни Нижнего и Верхнего Египта процвели лаврами, скитами и келлиями. На карте № 1 показаны очаги (средоточия) духовной жизни в IV-XI веках и духовные связи наиболее известных устроителей монастырей. Эта карта составлена по таблице, приведенной в книге священника Сергия Мансурова (1890-1929), исповедника XX столетия. Итак, история Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась эта новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа.

Тысячи иноков ради безмолвия уходят в пустыню Нитрию и там живут в скитах, отчего и пустыня получает новое наименование — Скитская. В V-VI веках духовными центрами становятся монастыри Палестины и Синая, Сирии и Каппадокии.

Всю многовековую историю этих «духовных центров» можно изучить по книгам, можно услышать о них в богослужебных текстах (канонах и стихирах, чаще всего создававшихся в тех же монастырях). Сохранились ли места, где они подвизались, и, что более важно, те обители, которые были основаны Великими преподобными? На карте № 2 «Монашество в Египте в IVB.» отмечены места расположения древних обителей в Египте, на Синайском полуострове и на юге Палестины.

Пахомий Великий — он основал первые общежительные монастыри в Тавенне, мужские и женские, где подвизались около 1000 монахов и монахинь. Для своих обителей он составил Устав, впоследствии легший в основу уставов южно-италийских монастырей.

Сами обители не сохранились, но Устав Илариона Великого и весь строй жизни в его обителях послужили образцом для множества монастырей Палестины. Макарий Великий (или Египетский) был уроженцем Александрии, сыном купца, торговавшего селитрой. И он ушел из дома, поселился в безводной, каменистой местности, чем положил начало монашеству в Нитрийской пустыне. Монахи селились отдельными келлиями, удаленными друг друга. Проводили в них 5 дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и литургию.

Впоследствии она получила еще одно название — Скитская — потому что постепенно в ней появилось множество скитов, где монахи селились по несколько человек в одной ограде. Учениками Великих преподобных IV века явились Великие старцы V в.: Сисой, Пимен, Памва, Паисий, Арсений. Монастыри на Синае были неразрывно связаны с монастырями Египта и Палестины.

В эпоху патриархов здесь жили родственные Израилю племена, потомки Мадиама и Амалика. Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая… Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И привел пророк Моисей народ свой к тому месту, где говорил с ним Господь из среды куста, называемого нами по-славянски Неопалимой купиной.

Год пробыл Израиль в этом месте, здесь он отметил вторую после Исхода Пасху и, по велению Бога, двинулся в путь, чтобы завоевать Обетованную Землю. Так Синай вошел в историю народа Израиля. Память о всех этих событиях и местах, с ними связанных, неистребимо передавалась из поколения в поколение.

Теперь христиане стали хранителями святых мест, с которыми были связаны величайшие события Ветхого Завета. Со временем горы и ущелья Синая покрылись десятками монастырей, скитов, храмов, часовен.

За духовным руководством Макарий отправился к Антонию Великому, провел у него некоторое время и затем вновь пришел в Нитрию. Отец послал сына за селитрой в пустыню Нитрию, но Макарий увидел там место, пригодное для молитвы и духовного подвижничества. Иларион Великий — из Фиваиды отправился на Кипр, но затем поселился в пустыне около Газы и основал там несколько монастырей.

Не проходите мимо: