imagesosnovnye-istoricheskie-shkoly-i-ih-predstaviteli-kratko-thumb.jpg

Историческая школа (экономика)

Буржуазная и немарксистская историческая наука в России. Особенности новой концепции исторической науки в послеоктябрьской России. Исторические школы и их концепции: германская, историко-юридическая, историко-экономическая, советская.

В 1560-63 гг. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований. В. Н. Татищев был не только современником петровских преобразо­ваний, но и активным их участником, что определило и его концепцию.

На основе данных из разных летописных текстов дается изложение политической истории России в хронологической последовательности. Таким образом, в эпоху Петра I происходит осмысление истории России как истории государства Российского. Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826).

История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов — положительных и отрицательных — он хотел учить царствовать. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса. По Ключевскому — история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

Историческая школа (экономика)

Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. Термин «народ» Ключевский употреблял в смысле этническом и этическом. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет своеобразие.

Историческая и фрайбургская школы Германии

Труд Ключевского привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества. Распространение марксизма в конце XIX в. вызвало волну новой интерпретации фактов русской истории. История производства и идеологии, государства и права, политических событий и религии, науки и искусства определялась центральным тезисом — приматом классовой борьбы.

Фрайбургская школа (ордолиберализм)

В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на формационной теории Маркса, объяснить исторический процесс, причинно следственные связи явлений и событий.

В настоящее время вместе с оживлением интереса в обществе к русскому богословию возрождаются работы авторов христианской концепции — Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова. Как ранее отмечалось, историческая концепция Л. Н. Гумилева явилась своеобразной реакцией исторической науки на засилие в ней вульгарного экономико — социологического детерминизма.

ЛИТЕРАТУРА Афанасьев Ю. Перестройка и историческое знание // Иного не дано. М., 1988. С. 491 — 508. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М, 1973. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991 N 2 — 3. Дьяков В. А Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974. Егоров В. К История в нашей жизни. М., 1990. Коллингвуд Р. Идея истории.

М., 1980. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Развитие отечественной исторической науки в первое десятилетие советской власти. Появление марксистского направления в исторической науке. Взгляды Ленина, Троцкого, Покровского на историю России. Предмет, содержание и задачи курса методологии исторической науки. Особенности исторического познания.

Глубокий кризис исторического знания в России. Общая характеристика немецкой исторической школы. Формирование исторической школы. Основные этапы и их представители. Е.В. Тарле: от английской аристократии и буржуазии до советской русской исторической науки. Жизненный путь первооткрывателя архивных источников и исследователя истории.

Не проходите мимо: