imagesvysshie-sudebnye-organy-v-3-dekrete-o-sudah-thumb.jpg

Комментарий к реформе судебной системы Беларуси 2014г. Часть 2. Изменения в судебной системе

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей. В 1930 году образуются железнодорожные линейные суды, в 1934-м – водно-транспортные суды в составе Верховного Суда СССР и соответствующие коллегии. С середины 60-х до конца 80-х годов в развитии советского правосудия, так же как и всего государства, наблюдался очевидный застой.

В сотнях камер мировых судей и разных других судов провозгла­шались решения по указу свергнутого Временного правительства. Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти. Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись.

О своём неприятии положений Декрета заявили также Московский окружной суд, Петроградская и Московская адвокатуры.. Процесс ликвидации «старых» судебных учреждений и создания «новых» начался осуществляться и в иных местностях, на которые распространялась Советская власть.

В этих местах существовали собственные судебные органы. Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Комментарий к реформе судебной системы Беларуси 2014г. Часть 2. Изменения в судебной системе

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости. Планировалось, что Верховный судебный контроль будет выносить обязательные для нижестоящих кассационных судов «объединяющие принципиальные решения» по вопросам толкования законов.

На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании.

На основании Декрета о суде № 2 Советы депутатов трудящихся издавали «Положение о коллегии правозаступников». В состав правозаступников вошло много дореволюционных адвокатов, часть из которых была настроена контрреволюционно. При этом осуждённый мог просить местный суд об об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.

Краткий очерк судебных реформ и революций в России

Это означало, что необходимость согласовывать положения Декрета с эсерами отпала, а потому он не носил уже компромиссного характера, в отличие от двух предшествующих декретов. Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. привела, как хорошо известно, к принципиальным изменениям в устройстве российского государства. Господствовавшая в первые месяцы Советской власти эйфория относительно быстрого построения коммунизма и отмирания государства и права, исчезла довольно быстро. Кратко охарактеризуем основные этапы становления и развития этого института. В Декрете коротко определяются состав и основные полномочия новых судов, а также решаются вопросы следствия и защиты.

С ноября 1918 г. советский суд осуществлял советское правосудие только на основе советских законов, а при отсутствии или неполноте закона руководствовался социалистическим правосознанием.

Народные судьи избираются Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из числа кандидатов, предлагаемых исполнительными комитетами Советов. Народные заседатели утверждаются исполкомами Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами.

Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах. Все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие совучреждений. Революционные трибуналы действовали в губернских и других крупных городах.

Трибуналы состояли из председателя и двух постоянных членов. Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики.

Систему дополняли шариатские суды, решение о возобновлении деятельности которых было принято в формирующихся национальных республиках: Горской, Кабардинской. В этот же период формируется представление об исполнении приговоров и решений народного суда и иных судебных и квазисудебных органов Советской Республики.

Функции НКЮ и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. Таким образом, к началу 20-х годов сформировалась весьма сложная судебная организация, находящаяся к тому же в постоянном движении. Фактически реформа началась в 1921 году, хотя основные акты были приняты в 1922-м. Для надзора за соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения в суде действует государственная прокуратура.

Несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не могли быть привлечены к суду и подвергнуты тюремному заключению. Судебная реформа 1922 года. Советские суды эпохи индустриализации и коллективизации. Далее были довольно детально описаны порядок обращения в Верховный Суд СССР и его структура.

Не проходите мимо: