imagespovest-fjammetta-thumb.jpg

Литература Возрождения

В «Фьезоланских нимфах» Боккаччо объясняет происхождение речек Африко и Мензолы, обтекающих холм, на котором расположен живописный городок Фьезоле. Как и в других юношеских сочинениях Боккаччо, в «Фьяметте» имеется ряд автобиографических элементов.

Боккаччо был незаконным сыном флорентийского купца и француженки. Но, в отличие от Петрарки, он долгое время оставался под властью отца и мог изучать древних авторов только в часы досуга.

Литература Возрождения

Однако характер отношений Боккаччо к Фьяметте совершенно иной, чем у Данте и Петрарки — к их возлюбленным. Идейный и творческий рост Боккаччо ярко отразился в его юношеских романах, задуманных в Неаполе, но законченных по большей части уже после возвращения во Флоренцию.

Иногда введение к вопросу расширяется в маленькую новеллу. Вслед за «Филоколо» Боккаччо написал небольшую поэму «Филострато», в которой он впервые использовал заимствованную у итальянских площадных певцов народную восьмистрочную строфу — октаву.

В «Филострато» Боккаччо впервые проявил присущую ему психологическую тонкость в обрисовке характеров и поступков. На самом же деле в «Тезеиде» разработана созданная самим Боккаччо любовная история, полная отзвуков его отношений к Фьяметте.

Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы)

В поединке одерживает верх Арчит, но затем он падает с лошади и умирает, завещая завоеванную им Эмилию Палемону. Чтобы поднять новеллистический сюжет на высоту эпопеи, Боккаччо заставляет богов (Венеру, Юнону, Диану) принять живое участие в судьбе героев. Следующим произведением Боккаччо был «Амето» (1341) — пастушеская идиллия, написанная уже во Флоренции стихами и прозой. По существу же, Боккаччо утверждает прелесть земной любви и ее облагораживающее воздействие на человека.

По замыслу Боккаччо, эта поэма в терцинах должна была, подобно «Божественной комедии», показать путь освобождения от земной суеты и достижения вечного блаженства. В следующем произведении — «Фьезоланские нимфы» (1345-1346) — Боккаччо снова разрабатывает пасторальную идиллическую фабулу. Фабула Боккаччо вдохновлена подражанием античным локальным мифам, в которых объяснялось происхождение той или иной географической местности.

В незапамятную старину, когда еще не существовало города Фьезоле, на этом холме обитала богиня Диана со своими нимфами. Однажды на собрание нимф проник пастух Африко, влюбившийся в нимфу Мензолу. Чтобы приблизиться к ней, он по совету Венеры переоделся в женское платье. Убегая от нее, Мензола превращается в ручей, который за холмом Фьезоле соединяется с ручьем Африко.

Новым моментом в «Фьезоланских нимфах» являются также семейные сцены между Африко и его родителями. Маленькая идиллия Боккаччо пронизана здоровым реализмом и направлена своим острием против аскетических идеалов. Наиболее значительным из юношеских произведений Боккаччо, в котором он показывает себя уже законченным художником-реалистом, является «Фьяметта» (1348), называемая также «Элегией мадонны Фьяметты».

Боккаччо дал мастерский анализ чувств и переживаний женщины, покинутой своим возлюбленным. Прекрасная молодая женщина Фьяметта изменяет любящему ее мужу с юношей Памфило, которого она встретила в церкви.

Ее горе не знает границ: обида, отчаяние и злоба теснятся в ее душе, она помышляет даже о самоубийстве. Несложная история несчастной любви мадонны Фьяметты изложена Боккаччо с исключительным вниманием к переживаниям героини, им мастерски схвачены бытовые и психологически детали. Такое изображение внутреннего мира человека было подлинно новым словом в европейской литературе.

Однако при всей принципиальной новизне «Фьяметты», при сильнейших реалистических моментах в этой повести Боккаччо еще не удается в ней окончательно объективировать образ своей героини. Но вся эта гуманистическая ученость и риторика не может заглушить в «Фьяметте» реалистического показа женской психики.

В этом сказалось одно из противоречий мировоззрения итальянского гуманизма, характерное даже для лучших его представителей — Боккаччо и Петрарки. Все это знаменует явный перелом в стиле юношеских произведений Боккаччо. Боккаччо разработал любовный эпизод из этого романа — историю Троила и Гризеиды, которую впоследствии драматизировал Шекспир в своей комедии «Троил и Крессида».

Не проходите мимо: