imageschto-takoe-est-stremlenie-k-schastju-l-fejerbah-thumb.jpg

Людвиг Фейербах

Уровни обязанностей человека в отношении к себе и обязанностей в отношении к другому оказываются у Фейербаха разорванными. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Людвиг Андреас Фейербах (Ludwig Andreas Feuerbach, 28.07.1804 — 13.09.1872) — немецкий философ, один из основоположников материалистической диалектики. В 1830 году за книгу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергалась идея бессмертия души ему было запрещено преподавание. Л. Фейербах (1804–1872) в сжатом виде излагает свои этические воззрения в работе «Эвдемонизм».

Стремление к счастью Фейербах считает есте­ственным стремлением всего живого. Стремление к счастью выражается в воле, которая связана с ощущением. Поэтому, если отрицать, что в жизни реализуется стремление к счастью, поня­тие страдания вообще лишено смысла. Буддизм, по­этому,— откровение «больного, сумасбродного и фан­тастического стремления к счастью, не видящего из-за зла блага»*. Проведение принципа эвдемонизма требовало от Фейербаха согласовать его с традиционными этичес­кими понятиями долга и совести.

Говоря о долге, Фейербах отмечает, что самоогра­ничения по отношению к себе могут возникать на ос­нове определенных стремлений к счастью. Но то, что само это желание также имеет общественную природу, Фейербах не понимает. В этом смысле оно не только бедно из-за отсутствия понимания счастья как стремления к дос­тижению совместно разделенных с другими людьми целей, но может также содержать прямую ошибку.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Согласно его воз­зрениям, забота о счастье другого — это реализация в жизни людей простого биологического отношения между мужчиной и женщиной. Поскольку один не может быть счастлив без другого, он должен заботить­ся и о его счастье. Однако Фейербах недооценивает роль совести как фактора, удерживающего человека от дурных поступков, полагая, что в наибольшей степени она проявляется тогда, когда неправильное действие уже совершено.

Точно также, чем больше человек восприимчив к собственным страданиям, тем больше он, согласно Фейербаху, может понять страдания других. Жертвенное поведение Фейербах объясняет на основе все того же стремления к заботе о счастье дру­гих. Фейербах по­лагает, что такой образ действий может доставить сча­стье также тому, кто жертвует.

Фейербах аргументирует необходимость нравствен­ного отношения к другому исходя из стремления к обеспечению высшего качества своих собственных чувств. В ге­гелевской и марксистской теории также имеет место историческое рассмотрение морали. Она становится действенной в силу того, что опирается на институты семьи, гражданс­кого общества и государства.

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии.

Олимпиада по обществознанию 8 класс, задания с ответами

В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором.

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней.

Ответы на открытие вопросы

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о туизме. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха.

В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 году «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.

Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII века в понимании психологического и исторического происхождения религии.

Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью.

Если сам Фейербах не ясно понимал, до какой степени это неизбежно, то в этом состояла его ошибка, которая так хорошо разоблачена была Энгельсом». Гегелевская логика — это… превращенная в логику теология» (Фейербах Л. Основы философии будущего.

В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Напомним, что согласно Фейербаху воля, наряду с мышлением и чувством, принадлежит к коренным элементам, составляющим человеческую сущность.

В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Научный анализ философии Фейербаха сделан Ф. Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической философии» (1888).

Не проходите мимо: