imagesmuhammad-ibn-abd-al-vahhab-knigi-skachat-thumb.jpg

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб

Так, выявив исторические условия и отчасти раскрыв личность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, необходимо перейти непосредственно к его вероучению. Эти три составляющие единобожия, ислама Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил как «абсолютный таухид».

В Медине он обучался у Абдуллаха ибн Ибрахима ибн Сайфа, который по словам самого Ибн Абд аль-Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. После возвращения в Уяйну, Мухаммад ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром Ибн Муаммаром и склонил последнего на свою сторону.

В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (от араб.سلف‎ — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия.

Список книг и сочинений Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Китаб ат-Таухид («Книга единобожия») — основной труд Ибн Абд аль-Ваххаба, запрещён в России. После этого отправился в Мекку и Медину для паломничества. Этот год является годом основания Саудовской Аравии и значительной датой в истории Аравийского полуострова. Вопрос о вероучение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба является дискуссионным, в частности, в связи с неоднозначными оценками «ваххабизма», данными общественностью, СМИ, современными исследователями.

Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный». Примечательно, что здесь можно увидеть некую аналогию с сюжетами из истории пророка Мухаммада. В этой связи он пошел на сближение с власть предержащими: в 1740-х гг. заключил унию с представителями светских князей из династии Аль Саудов.

Это некое собрание выдержек (цитат) из Корана и сунны пророка Мухаммада с комментариями самого шейха и его предшественников: средневековых ханбалитских теологов Ибн Таймийи и Ибн Кайима. Аллаха в божественной природе, иначе говоря, в поклонении, то есть поклоняться нужно только Аллаху (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль-‘Ибада).

Моменты из жизни основоположника ваххабизма

Однако же в отношении Таухида аль-Асма ва-с-Сифат и Таухида аль-Улухиййа среди мусульман нет единства. Ссылаясь на учение Ибн Таймийи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил термин «поклонение» как подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков. Далее, развивая идею таухида аль-улухиййа, то есть поклонения, он приходит к пониманию необходимости борьбы с недозволенными новшествами и суевериями.

И решили тогда абды убить шейха». В том же году он возвращается обратно в Уяйну[Комм. 2]. Не решившись расправиться с ибн Ибн Абд аль-Ваххабом, Ибн Муаммар вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама».

К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию. Именно ханбалитский мазхаб оказал на Мухаммада ат-Тамими наибольшее влияние.

Именно от этого предостерегал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб своих современников, приводя им в пример изречение пророка: «…Поистине… нововведение есть заблуждение!». Ни одна личность сравнительно давней мусульманской истории не привлекает к себе такое внимание в России, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.

Не проходите мимо: