imageso-shpengler-utvergdal-chto-kagdaja-sotsialnaja-tselostnost-thumb.jpg

О ПОЛИТИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить по ее проявлениям. Каждая культура имеет свою душу — некое первоначало, из которого развертывается все богатство конкретных социальных явлений. Каждая человеческая общность уникальна. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития.

Единая ткань исторического процесса решительно разрывается немецким философом, сторонником «философии жизни» О.Шпенглером (1880-1936). Ритм, такт, жест, повадка, вкус — вот проявления-шифры души культуры. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) — немецкий философ, представитель «философии жизни». Ш. — критик концепции единства исторического процесса в его прогрессивном движении, сторонник исторического релятивизма; одним из первых обратился к проблеме кризиса современной культуры. Например, для античной культуры («аполлоновской») характерным является «евклидово переживание телесности», отсюда преобладание пластики в искусстве, геометрии — в математике.

О ПОЛИТИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

Распространяются атеизм и скептицизм, художественное творчество вырождается в своеобразный «спорт» (искусство авангарда), интеллект вытесняет богатство переживаний. Для западного мира процесс перерождения культуры в цивилизацию начинается в XX в. Появляется «массовый» человек, лишенный внутренних импульсов развития.

Завоевательная политика становится симптомом вырождения культуры. В эпоху «заката» все попытки возрождения религиозного чувства, искусства бессмысленны, надо отказаться от попыток реанимации души культуры и предаться чистому техницизму. 1 Шпенглер О. Закат Европы. Отсюда — доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Выдающийся представитель социологической школы, русско-американский социолог и историк культуры.

Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде “Социокультурная динамика” (1937-1941). В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности.

Сорокин подчеркивает, что в “чистом виде” в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики.

В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной “из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки” (тамже. Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура.

В то же время философ был убежден в том, что так называемая “смерть” культуры не имеет тотального и необратимого характера. Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей теорий “социальной мобильности” и “социальной стратификации”.

Европейская («фаустовская») культура вырастает из времени. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе.

Не проходите мимо: