Первая половина 17 века

Заруцкий в это время пустился бежать, но был схвачен людьми и приведен к Лжедмитрию. Этого Рукина взяли в Стародуб, там он указал на вышеупомянутого Нагого и сказал, что он и есть Дмитрий. Вдвоем они привезли его в Стародуб и там оставили. Немного погодя этот человек послал некоего москвитянина Александра (который был с ним заодно), чтобы тот разгласил по северским крепостям, что Дмитрий жив и находится в Стародубе.

Начало 17 века в России было отмечено страшным голодом, который унес бессчетное количество жизней. В целом социальная ситуация в начале века была очень напряженной. В ее ряды охотно вливался недовольный своим положением местный и пришлый люд. Летописи сообщают, что в составе повстанческого войска были и «стародубские гультяи», т.е. разбойники.

Сам Хлопка был тяжело ранен, взят в плен и умер в заточении. История русской Смуты оставила жирный след и в жизни наших предков. Стародубщина в эти лихие годы стала ареной многих интересных событий. Лжедмитрий I нашел среди жителей здешних мест немалую поддержку, в т.ч. и военную — в его армию вступило немало малороссийских казаков и крестьян с окраин Московского государства. Кроме того, многие из местных жителей, включая влиятельную знать, вполне охотно верили в то, что пришедший с поляками человек и есть ни кто иной, как царевич Дмитрий.

Первая половина 17 века

В 1606 году Лжедмитрий I был убит в результате боярского заговора, приведшего к власти уже самого Василия Шуйского. В целом, происхождение Лжедмитрия II, а также обстоятельства его выдвижения точно не установлены. Ряд исследователей полагают, что он изначально, еще до прибытия в Россию, был ставленником правящих кругов Речи Посполитой, откуда, собственно и росли корни всей самозванческой интриги.

Следует отметить, что самозванчество не было каким-то уникальным явлением в русской истории. Так, прежде, чем упрочить свое положение в Северщине, Лжедмитрий II со своими сообщниками разыграли в Стародубе целый спектакль.

В июне 1607 года будущий Лжедмитрий II, следовавший из Белоруссии, пересек границу России у Поповой Горы и прибыл в Стародуб со своим сообщником Алексеем Рукиным. Обстоятельства появления самозванца в Стародубе описываются примерно одинаково всеми источниками – как польскими, так и русскими.

Однако, несмотря на некоторые разночтения, касающиеся состава «свиты» самозванца, факт его прибытия в конце мая — начале июня 1607 года в Стародуб сомнению не подлежит. Почему в качестве «стартовой площадки» для начала авантюры был выбран именно Стародуб, достоверно неизвестно.

Одним из тех, кто сыграл важную роль в организации «стародубского спектакля», был местный житель, боярский сын Гаврила Веревкин. Он активно помогал Рукину готовить почву в окрестных городах и селах для объявления пока еще «Нагого» «царевичем Дмитрием». Прибыв в Стародуб, Заруцкий, который очевидно знал, что перед ним обманщик, тем не менее, объявил местным жителям, что признал в Нагом царевича Дмитрия, что еще более упрочило положение самозванца.

После окончания эпопеи с Лжедмитрием II, Заруцкий в 1613-14 годах возглавлял крестьянско-казацкое движение на Дону и в Поволжье. Еще одним из основных соучастников Лжедмитрия II на «стародубском этапе» был польский пан Мацей Меховецкий, приведший в Стародуб несколько эскадронов.

Появился он в Литве, на Белой Руси, в местечке Пропойске, где его поймали, приняв за шпиона, и неделю держали в тюрьме. Там он назвал себя свояком убитого в Москве царя Дмитрия Андреем Андреевичем Нагим и объявил, что прячется от Шуйского, который уничтожал все «Дмитриево племя», а по-нашему — родичей. Подрядился некий Грицко, лавочник из местечка Пропойска (его я потом знал при Дмитрии в подскарбиях), и другой — Рогожиньский, бургграф того же Пропойска.

Человеку требуется ответ!

Жители Путивля схватили его и с несколькими десятками бояр отправили в Стародуб, чтобы он им показал Дмитрия, которого выкликает, пригрозив пытками, если все рассказанное ими окажется неправдой. После распада Тушинского лагеря Ружинский решил присоединиться к армии короля Сигизмунда III. Умер в апреле 1610 года и был похоронен в Киевском костеле доминиканцев.

Напротив, слухи эти расползались вширь по всей Руси. Особенно сильна была вера в живого царевича в наших краях, что, впрочем, имеет свое объяснение. Известно, что один из поверивших Вору стародубцев даже пожертвовал жизнь за «Димитрия», явившись под Тулу в лагерь Шуйского с обличением того в похищении престола, за что и был казнен.

Предположим, что и население Северщины, где нашел поддержку Лжедмитрий II, со временем разобралось, что появившийся в июне 1607 года в Стародубе господин был вовсе не царских кровей. Однако же, не следует думать, что здешний народ, поддержавший в годы Смуты обоих самозванцев, был просто обманут кучкой авантюристов.

Причем, интересно, что соседний Брянск в период всей самозванческой истории контролировался воеводами, которые были верны Шуйскому, поэтому Лжедмитрий II так и не овладел этим городом. Они же – Болотников и Шаховской – были одними из самых активных участников в движении первого самозванца. По всем окрестным городам и весям разнеслась весть о том, что царь Димитрий находится в Стародубе.

Не проходите мимо: