imagesavtorstvo-izvestnogo-politicheskogo-tezisa-tsel-opravdyvaet-sredstva-prinadlegit-thumb.jpg

Политический гуманизм Никколо Макиавелли

Что Макиавелли говорит овойске: Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Каким же должно быть подлинное соотношение целей и средств по Макиавелли? И в борьбе за это все средства были хороши. Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством.

Подлость, предательство, а где и нож — всё пускалось в ход. Цель оправдывала средства. Все государства (именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Макиавелли пишет, что в чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует сделаться также главой и защитникомболее слабых соседей и постараться ослабить сильных.

Политический гуманизм Никколо Макиавелли

В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь «всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых». Макиавелли отмечает, что жестокость в политике — вещь неоднозначная.

(трактат Никколо Макиавелли «Государь» )

В случае, когда человек делается государём своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан. Но, увидев, что те в деле нестойки и могут ему изменить, он избавился от них и набрал собственное войско». Как известно у всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Основная же мысль Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства.

Конечно, результаты поиска истины у Макиавелли и сейчас признаются ценными и оригинальными. Но в этом же заключается их внутренние противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть ни одни только общие интересы.

Государство, по Макиавелли, является практическим воплощением тех нравственных идей, из которых вытекает и мораль; исторически и логически государство и мораль имеют общее происхождение. Это не возвышает первого над второй, и тем более не означает независимости политики от морали. В своё время тезис о разделении политики и морали сыграл положительную роль, поскольку он апеллирует к научности и снимает с Макиавелли как учёного обвинение в аморализме.

Должен ли государь быть щедрым или бережливым? Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят. Макиавелли пишет, что этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, наоборот, в каждом действии проявлять противоположные этим качества (великодушие, бесстрашие, основательность и твёрдость). Если это люди преданные и способные, то можно быть всегда уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность»).

И везде и всюду единственными стремлениями, которыми руководился молодой человек буржуазии, были деньги, жажда власти как средство для эксплуатации, для наживы. Итальянский мыслитель выступает сто­ронником опытного познания явлений об­щества и государства.

Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании.

Итальянский философ осознавал положение, в котором оказалась его страна. Таковым для него является человек хладнокровно-расчётливый, целеустремлённый, жестокий, с несгибаемой волей, наделённый талантом, умом, хитростью и даже коварством. Макиавелли надеялся на то,что эта книгапослужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторовисторического развития.

Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса. Тогда завоёванные земли в «кратчайшие сроки сольются в одно целое с исконным государством завоевателя».

Иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдёт так далеко, что поздно будет принимать меры». Макиавелли говорит: «Государь едва ли лишится завоёванной страны, если переселится туда на жительство». Ещё один способ — учредить в одном двух местах колонии, связующие новые земли с государством завоевателя. Колонии не требуют больших издержек и разоряют они лишь ту горстку людей, чьи поля и жилища отходят новым поселенцам.

Кроме того новый государь должен следить за тем, чтобы в страну не проник такой же сильный, как и он, чужеземный правитель. Так что если государь обо всём этом не позаботится, он скоро лишится завоёванного.

НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ США СИЛЫ В СИРИЙСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ

Сам автор отдаёт предпочтение первому способу, потому как: «Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти». Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых же государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя».

Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые установления и порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков новыми- дело не благодарное: «Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые». Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости.

В поисках идеального правителя

Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти «путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан». В первом случае «сицилиец Агафокл стал царём Сиракуз, хотя вышел из простого, низкого и презренного звания. Он родился в семье горшечника и вёл жизнь бесчестную, но смолоду отличался такой силой духа и телесной доблестью, что, вступив в войско, постепенно выслужился до претора Сиракуз.

Сам Макиавелли не одбряет такие способы. По смерти Паоло он перешёл под начало брата его Вителлоццо и весьма скоро, как человек сообразительный, сильный и храбрый, стал первым лицом в войске.

В письме к Джованни Фольяни он объявил, что желал бы после многолетнего отсутствия навестить дядю и родные места. Джованни Фольяни позаботился о том, чтобы горожане встретили племянника с почестями. Тот, поселившись в собственном доме, выждал несколько дней и устроил торжественный пир, на который пригласил Джованни Фольяни и всех именитых людей Фермо».

Макиавелли пишет, что многие правители начинают ценить власть как таковую и превращаются в тиранов. В Макиавелли удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик.

Не проходите мимо: