imagesotdelkoj-zolotoj-blistaet-moj-kingal-tema-stroki-thumb.jpg

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Интродуктивные предложения в лирике М. Ю. Лермонтова. Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал, Наследье бранного востока. Теперь родных ножон, избитых на воине, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный!

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы».

Лекция № 5 Виды заданий при обучении сочинению — интерпретации стихотворения (комментарий к теме, анализ и рецензирование сочинений и др.)

Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ N.N.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками.

И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал».

НАБРОСКИ И ОТРЫВКИ

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия.

Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта», обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу.

В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. Но те годы ушли в прошлое. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841).

Такое построение стих. на основе развернутого сравнения вообще характерно для лирики Л. При этом описание кинжала имеет и самостоят. И долго он лежал заброшенный потом / В походной лавке армянина»), Л. создает образ высокой поэтич. Стилистика). Л. синтезировал в стих. целый комплекс идей, обсуждавшихся в рус. и европ. лит-ре, публицистике и философии его времени.

Резкое обличение такой поэзии, изменившей своему назначению, сочетается в стих. с требованием поэзии актуальной и гражданственной. Проснешься ли опять, осмеянный пророк?…»), позволяют видеть в стих. не только выражение надежды на возрождение истинного иск-ва, но и прямой гражданств.

3 А Б Л У Ж Д Е Н И Е К У II И ДОНА

Л. уже обращался несколько ранее: «Да, я не изменюсь и буду тверд душой, / Как ты, как ты, мой друг железный» («Кинжал»); значит. Стих. во многом близко к написанной в том же году «Думе», где также звучит горький упрек своему поколению, утратившему высокие нравств.

ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ

Элегию» Н. А. Некрасова, «Разговор с фининспектором о поэзии» В. В. Маяковского, «Слово о словах» А. Т. Твардовского и др.). Иллюстрировали стих. Л. О. Пастернак и В. И. Комаров. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.

Аннотация научной статьипо литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — ПАТРОЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

И к мысли этой я привык, Мой крест несу я без роптанья: То иль другое наказанье? Мой слух утомили давно уж и райские птицы, Иди себе дальше; о странник! Представлен анализ начальных предложений и строк, входящих в структуру зачина стихотворных произведений малых жанров. Актуальность и новизна исследования заключаются в комплексном структурно-семантическом анализе инициальных фраз поэтических произведений М. Ю. Лермонтова.

Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным.

Не проходите мимо: