imagessistema-montessori-chto-eto-takoe-thumb.jpg

Система Монтессори

Сензитивный период – одно из фундаментальных понятий, лежащих в основе педагогической системы Монтессори. О педагогической системе Монтессори слышали многие. Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию.

Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать. Монтессори использовала несколько понятий, чтобы описать работу ребенка, в том числе, впитывающее сознание, сензитивные периоды, нормализация.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.

Основная цель – обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, студийной планировки. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.

В отношении того, что должен делать учитель, заключается первое педагогическое требование. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека. Понятие о сензитивных периодах гласит, что ребенок в процессе своего развития, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянных, интенсивных преобразований. Как установила доктор Монтессори, условия, которые являются исключительно благоприятными для развития в один период времени, могут быть ненужными и даже вредными в более поздний период.

Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нем огромных успехов. В пять – шесть с половиной лет ребенок проходит еще один период, в котором повышенный интерес у него вызывают именно написания слов. За ним следует период, когда лучше всего изучать грамматику.

В течение всего этого периода дети демонстрируют повышенный интерес к порядку вещей в пространстве и времени. Существуют также периоды чувственного восприятия, когда ребенок стремится узнать мир на ощупь, если возможно разобрать предмет, и период, связанный с религиозным развитием. В Монтессори-школах пространство в классах специально организовано так, чтобы удовлетворять потребности ребенка во все сензитивные периоды развития. Упущенное время негативно скажется в будущем на развитии ребенка, так как после окончания сензитивного периода обучения письму, ребенку гораздо сложнее научиться писать.

Во время этого периода ребенка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости. Среди психологических изменений наблюдается «стадный инстинкт», или иными словам тенденция работать и общаться в группах, а также развитие разума и воображения.

Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Получается, что окончание этого сензитивного периода в жизни гусениц после того, как он отслужил своё, так же важно, как и его наличие в период более раннего развития. Развивающие упражнения Монтессори были разработаны специально для того, чтобы соответствовать сензитивным периодам развития ребенка.

Не проходите мимо: