imagessoobschenie-o-voennyj-pohod-sarmatov-kratkoe-soderganie-thumb.jpg

Скифы – кратко

Сарматы не прошли бесследно для юга России. Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту.

Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями.

С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. В Германии количество посетителей превысило 50 000. Выставка «Золото степей» была создана по материалам музеев России и Украины.

Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками.Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей.

Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота, сколотами) трудно определить в точности. Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья). Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу.

Источники истории скифов

Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром. Формы савроматских мечей, особенно VI—V вв. до н. э., близки скифским, хотя имеются и специфические отличия в декоре и в форме наверший.

Краткая история скифов1

В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике восстановлена экспозиция «Сокровища кочевников Евразии» (кочевые народы между Азией и Европой. Восстановлен удивительный комплекс сарматского воина – уникальный меч в золотых ножнах, золотые фалары, браслет и нарядная конская сбруя, и многое-многое другое.

Набор предметов из кургана, исследованного под Азовом в 1986 году и датированного второй половиной I века н.э., признан ценностью мирового уровня. Комплекс был ограблен в древности. Но археологи обнаружили тайник, в котором соплеменники умершего спрятали самые дорогие вещи. Среди них были не только ценные предметы, но и уникальные изделия. В тайнике найдены золотые пластины восьми типов. В древности пластины были нашиты на основу, истлевшую за два тысячелетия, и составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать.

В погребениях сарматской знати встречаются иноземные изделия, в том числе металлическая посуда римского и средиземноморского происхождения, которая нередко составляет целые сервизы. Серебряный кувшин, украшенный мифологическими сценами, не имеет даже отдаленных аналогов в сарматских погребениях и памятниках Северного Причерноморья.

Войны скифов с соседями

Были найдены миски, кувшины, железный и бронзовый крючки от колчана, бусины из кости и цветного стекла. Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII—V веках до н. э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство.

Сигментные шлемы сарматов на колонне Траяна. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. Корнелий Тацит) Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли левую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной.

Также у сарматов был распространен культ предков. Скифы распадались на отдельные племена. Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения.

Не проходите мимо: