imagesv-chjom-zakljuchaetsja-dobrodetel-po-mneniju-kitajtsev-thumb.jpg

Смотреть что такое «ДОБРОДЕТЕЛЬ» в других словарях:

Кант развивает свое учение о добродетели в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели.

То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление.

Смотреть что такое «ДОБРОДЕТЕЛЬ» в других словарях:

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем – аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается.

Это различение, в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения категории счастья в системе моральных понятий.

Счастье – цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья – прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого.

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья.

Род. в 604 г. до Р.Х.

Счастливый человек в счастливом обществе – такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье. Философия древности и Средних веков в целом этизировала проблему счастья или, что то же самое, рассматривала этические проблемы в связи со стремлением человека к счастью. 3. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека, пер. А.В.Коноваловой. Для понятия добродетели существенными являются следующие признаки.

Новая философская энциклопедия

Середина представляет собой не среднее арифметическое и не общее правило, а совершенный, и притом каждый раз конкретный, выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора. Софист Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. Как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели» (EN, 1145а).

Аннотация научной статьипо философии, автор научной работы — Митькина Светлана Андреевна

Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба), любезность и правдивость. В патриотической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры, надежды и любви-милосердия, заимствованными у апостола Павла (I Кор. 13:13).

Кант называет добродетели обязанностями и разделяет их на обязанности по отношению к себе и на обязанности по отношению к другим. Наконец, был поставлен вопрос о фальши и софистике морального сознания, предстающих в форме добродетельных мотивов (К.Маркс, Ф.Ницше). Это убеждение отражается в апелляции этики к аристотелевской традиции, которая также наблюдается в настоящее время, хотя и не является определяющей (И.Риттер, А.Макинтайер).

Ее можно определить как явленность морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием.

По определению Канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Для Гёте добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». В согласии с католич.

Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность.

Не проходите мимо: