imageschto-takoe-stihotvorenie-v-proze-primery-stihotvorenij-thumb.jpg

Стихотворение в прозе

Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. В 1915 году выходит его первый сборник — “Стихотворения в прозе”, в ближайшие десять лет за ним последуют “Овальная отдушина”, “Переодетые жокеи”, “Уснувшая гитара” и другие.

И. С. Тургенев. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами.

Его перу принадлежит самое знаменитое русское стихотворение в прозе — «Русский язык», которое раньше учили в советских (и учат в российских) школах наизусть. В кабачках на Монмартре судачат о вспышках гнева, случающихся порой с редактором “Норд-Сюд” в дискуссиях о поэзии.

Андре Бретон цитирует его в первом “Манифесте сюрреализма”: “Пьер Реверди, человек, по крайней мере, столь же утомительный, как и я, писал: “Образ есть чистое порождение разума. Чем отдаленней и чем точней будет связь этих двух реальностей, тем могущественнее будет образ, тем больше в нем будет эмоциональной силы и реальности поэтической…”.

В 1926 году, в возрасте 37 лет, Пьер Реверди покидает Париж и Монмартр и поселяется на севере Франции в деревне Солем, неподалеку от аббатства с тем же названием. Все, кто пишет о Реверди, отмечают его манеру вводить в стихи элементы повседневной жизни, лиризм реальности. Жанр стихотворения в прозе любим многими французскими поэтами XX века. Правда, точно ответить на вопрос, что же это такое, в XX веке становится не так просто.

Довольно жесткий обмен репликами по поводу жанра стихотворения в прозе разыгрался в 1917 году между Реверди и его старшим собратом по перу Максом Жакобом. За два года до этого вышел, как уже было сказано, первый сборник Реверди, который так и назывался — “Стихотворения в прозе”. Поскольку Реверди был единственным, кто за предшествующие несколько лет обращался к этому жанру, он принял критику на свой счет, как, вероятно, и было задумано.

В отличие от Жакоба, он не пытается сформулировать принципы жанра, да и сама граница, отделяющая стихотворение в прозе от свободного стиха, у Реверди довольно расплывчата. Идет ли речь о происходящем вокруг или внутри — в этих стихотворениях узнается знакомое, их можно себе представить.

Я выбрал в комнате самый укромный из четырех углов, чтобы побыть одному, и окно напротив открылось. Но в его огромные башмаки натекла вода, он кружит вокруг фонарей. Тогда он обогнул город и вошел в те ворота, что были с другой стороны. Но здесь, в прачечной, рядом с докрасна раскаленной печкой, кровь ее потихонечку испарилась, и сама она становится все белее, ее все трудней разглядеть в клубах пара, в сияющих волнах кружев.

На станции назначения, не выражая ни радости, ни нетерпенья, он в одиночестве отправляется в ночь, и видно, как временами выныривая под фонарями, он пропадает вместе с маленьким чемоданом. Я вошел и попал в ночь, у которой нет окон, а есть лишь тяжелый полог, и там, под охраной реки и леса, я смог наконец поспать. Я, похоже, сдал в гардероб еще что-то, кроме одежды.

Но таким большим ей казалось небо и ночные небесные дыры, днем спрятанные за облаками, что она неотрывно глядела сюда, ко мне в комнату. И этот отсвет перед камином, это в шумном дыханье камина стихавшее пламя — ей, наверно, могло показаться, или мне самому показалось, будто это звезда. Разрешение на заглавие «Стихотворения в прозе» Тургенев дал в своем письме к Стасюлевичу от 29 сентября (11 октября) 1882 г. В Полном собрании сочинений и писем: «Senilia.

Такими средствами пользуется не только поэзия, но и проза. (…) Одним из свойств жанра является миниатюрность формы, краткость текста… Естественное условие краткости — тщательный выбор наиболее метких, наиболее выразительных в данном контекстеслов. Другая важная особенность стихотворений в прозе заключается в том, что они являются ощутимо и принципиально самостоятельными, замкнутыми в себе произведениями.

Легко заметить, что в С. в п. мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939. 19–20 вв. Термин впервые появился в подзаголовке цикла прозаических миниатюр Ш. Бодлера «Парижский сплин». Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона (параллель этому, из стихотворных жанров, находим в балладе — см. это слово).

Это позволяет вводить стихотворение в прозе среди прозаических страниц повести или романа. Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой (см. это слово), художественная же отделка свойственна не ему одному. Та же близость к стихотворению — в особенностях формальной композиции. На форуме есть люди, пробующие себя в прозе. Но многие пишут в основном миниатюры и рассказы.

Не проходите мимо: