imagesuspenskij-sobor-vo-vladimire-iz-chego-postroen-thumb.jpg

Успенский собор во Владимире

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Кровля собора в то время была пощипцовой. В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным.

И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора.

Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов(в северной галерее). После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора.

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты.

От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тыс. рублей. На протяжении XVIII—XIX вв. претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены специальные контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В XX веке собор также несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 70-х — начале 80-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство.

Согласно летописям, для постройки во Владимир были приглашены искуснейшие мастера «из всех земель», в том числе и с романского Запада. Помимо удовлетворения политических амбиций Андрея Боголюбского, у Успенского собора было и еще одно предназначение. По пути во Владимир икона не раз ограждала Андрея и его спутников от различных несчастий, а потом и вовсе единственная уцелела после пожара, устроенного в Успенском соборе ханом Батыем.

И, наконец, в 1521 году икона, вновь привезенная в Москву — теперь уже насовсем — спасает ее от вторжения войск хана Махмета. Стены собора покрыты фресковой росписью, в том числе недавно отметившими свое шестисотлетие фресками величайшего из древнерусских живописцев, Андрея Рублева. Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно во Владимире, как вариант — в Суздале.

В этом немалая заслуга принадлежит нашему земляку Александру Ивановичу Виноградову, протоиерею собора, который являлся непосредственным участником этой реставрации. Согласно летописям, его создал князь Владимир при основании города Владимира и назвал в честь святого Успения.

Храм был построен очень быстро, всего за два года. Камень для постройки привозили водным путем из Волжской Болгарии и выгружали на берегу Нерли при впадении ее в Клязьму.

Внутренние стены собора были расписаны греческими живописцами. С этого времени Владимирский Успенский собор и стал главным храмом во всей Русской земле. В нем все великие князья вплоть до Иоана III восходили на престол Великого княжения. Огонь прони к внутрь, в результате чего остались одни обгоревшие стены. Уничтожены были и деревянные связи, храм мог развалиться. Великий князь Всеволод, брат Андрея Боголюбского, при восстановлении храма решил обложить существующий Андреевский храм новыми стенами, и прежний храм оказался как бы в футляре.

Кафедральный собор в Синодальный период

Между новыми стенами и существующим собором вверху было перекинуто несколько арок. Поскольку собор сделался много шире, то Всеволод к массивной прежней главе прибавил еще четыре. В 1230 г. во время богослужения молящиеся стали свидетелями, когда стены храма содрогнулись, висевшие на них иконы раскачивались словно маятники.

В годы татарского нашествия этот храм оставался объединяющим центром для раздробленной и плененной Руси, и около ста лет затем имел весьма важное историческое значение, как главный храм столицы. С возвышением Москвы Владимир постепенно утрачивал свое прежнее значение, с ним вместе утрачивал свое значение и соборный храм. Закрыта была и Владимирская епархия.

Даже князь Иван Данилович, восходя на великодержавный престол, пожелал эту церемонию исполнить не в Москве, а в знаменитом храме Боголюбского во Владимире. Но все же в 1395 г. икона Владимирской Богоматери переносится в Москву.

Всего 25 лет просуществовал Успенский собор в великолепном своем состоянии. Впрочем, хоть Успенский собор и лишился своего главного украшение, внутри все еще есть на что полюбоваться. Еще через двести лет после этого икона была перенесена в Москву и размещена в Успенском соборе Кремля, чтобы спасти город от Тамерлана. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним.

Не проходите мимо: