imagespochemu-na-svetofore-3-ili-5-linz-thumb.jpg

Устройство и принцип действия светофоров

Зелёный — разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт. Входные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» — с нечётного). Это 4, то есть линза вешается в 5ое гнездо сверху. Встречаются и односигнальные трамвайные светофоры с желтой буквой «Т» (хотя они не упомянуты в ПДД). В этой статье рассматриваются общие характеристики и конструкция светофоров.

Первый светофор был установлен 10 декабря1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека) была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго.

В СССР первый светофор установили 15 января1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов). В связи с историей светофора часто упоминают имя американского изобретателя Гаррета Моргана(англ.)русск., запатентовавшего в 1923 году светофор оригинальной конструкции. В середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами.

Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трёх цветов: красного, жёлтого (горит 0,5-1 сек.) и зелёного. При отсутствии других, специальных светофоров, они регулируют движение всех видов транспортных средств и пешеходов (но на перекрёстке может быть бессветофорное движение последних). Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время красного сигнала.

В России и во многих странах Европы мигающий зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому. Иногда для этих целей применяются специальные светофоры, состоящие из мигающей одной или попеременно мигающих двух жёлтых секций.

На светофорах могут быть дополнительные секции в виде стрелок или контуров стрелок, регулирующие движение в том или ином направлении. Контурные стрелки на красном (жёлтом, зелёном) фоне — это обычный светофор, действующий только в заданном направлении. Зелёная стрелка на табличке сигнализирует о том, что поворот направо (налево) разрешён при красном сигнале в основной секции.

Устройство и принцип действия светофоров

В России Правилами дорожного движения предусмотрено использование специальных светофоров для трамваев. Стандартно используется Т-образный светофор с четырьмя круглыми сигналами лунно-белого цвета — тремя верхними и одним нижним. Также существуют светофоры на трамвайных станциях (конечных) — то есть вне автомобильных дорог, имеющие по 2 секции — красную и зелёную.

Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трёхцветный светофор, снабжённый специальной табличкой.

Т-образные (трамвайные) светофоры предназначены для регулирования движения транспортных средств, имеющих выделенную полосу для движения — в абсолютном большинстве случаев для трамваев. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено. Светофоры такого типа работают в автоматическом режиме. Если на входном светофоре горит два жёлтых — это значит, что поезд будет ехать с отклонением по стрелкам, следующий сигнал закрыт, а если два жёлтых и верхний мигающий — следующий сигнал открыт.

В автоспорте светофоры могут устанавливаться на маршальских постах, на выезде с пит-лейн и на стартовой черте. Сигналы светофора дублируются с противоположной стороны (чтобы всем болельщикам и судьям была видна процедура старта). Зачастую на гоночном светофоре не один красный фонарь, а несколько (на случай, если лампа сгорит).

Конструкция светофора и принципы организации светофорной сигнализации

В отдельных гоночных сериях встречаются и другие сигналы. В 2008 году команда «Феррари» использовала светофор вместо таблички для подачи сигналов гонщику во время пит-стопа. Светодиодные светофоры лучше видны под острым углом (это и преимущество, и недостаток). Светодиодные светофоры более вандалоустойчивы. Простейший способ управления светофором — электромеханический, с помощью кулачкового механизма.

Это позволяет оперативно изменять программы работы светофора (в том числе временно, на несколько часов или дней) и синхронизировать светофорные объекты друг с другом с точностью до секунд.

В России подобные светофоры распространены сравнительно мало, чаще всего они встречаются в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах. Железнодорожный светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней).

Светофорная сигнализация

Ламповые светофоры, способные передавать показания разных цветов, конструктивно выполняли чаще всего 2 типов: т. н. линзовые и прожекторные. В России, как и в мире в целом, наиболее распространены линзовые светофоры (англ.colorlight signal).

Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed

Таким образом, на сегодняшний день светодиодные железнодорожные светофоры преимуществ перед ламповыми не имеют, в то же время сохраняя все присущие им недостатки. Похожи на уличные светодиодные светофоры.

Подобны ламповым линзовым светофорам, и отличаются от них принципиально только тем, что все их линзы бесцветны. Изредка встречаются и какие-либо особые способы крепления светофоров. ЖЖ и ЗСП — разрешается следование со скоростью до 60 км/ч и готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Трамвайные светофоры такого типа имеют 2 сигнала: красный и зелёный. Помимо этого, используются и цветные светофоры. Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Данный светофор устанавливается непосредственно на железнодорожных переездах в сочетании с дорожными знаками «СТОП» и «Место остановки» соответственно.

Не проходите мимо: