imagesavtorom-utopicheskogo-romana-gorod-solntsa-javljaetsja-filosof-thumb.jpg

«Утопия Мора и «Город Солнца» Кампанеллы как попытка решения проблемы социального неравенства

Во всяком случае, жизнь граждан Города Солнца и в это время регламентирована. Т. Кампанелла. Как и в «Государстве»Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими, исключительное право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит «начальникам». Ежели какая-нибудь женщина не понесёт от одного мужчины, её сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование».

При Метафизике в Городе Солнца Кампанеллы состоят три соправителя: Пои, Син и Мор, что значит Мощь, Мудрость и Любовь. Все обязаны в Городе Солнца трудится по 4 часа в день. (Как и Мор, Кампанелла считает, что при всеобщей обязанности трудиться этого достаточно, чтобы обеспечить государство всем необходимым).

План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца». Кампанелла был знаком с «Утопией», и влияние книги Мора на «Город Солнца» хорошо заметно.

Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Городом правит духовная (учёная) аристократия.

тирания общности или всевластие науки?

Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию (или меритократию) при формальной демократии.

Отношение к труду

Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство. В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.

Организация производства

Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, а кому во второй». Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно.» Т. Кампанелла.

Принципы распределения

Кампанелла жил в конце XVI и начале XVII в. До 34 лет он был монахом-доминиканцем, потом был арестован и пробыл в тюрьме 27 лет. Остаток жизни он провел во Франции.

В 1597 г. Кампанелла организовал в Калабрии заговор против испанцев, которым тогда принадлежала страна. Заговор провалился, в 1599 г. Кампанелла был арестован, подвергнут пытке и в 1602 г. осужден на пожизненное заключение.

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве

Такой странный перевод (Солнце – Метафизик) не случаен. Упоминается и большое число других должностных лиц, назначаемых четырьмя главными правителями или другими членами администрации Города Солнца. В этой ситуации остается неясной фраза: «Должностные лица сменяются по воле народа», которая Кампанеллой не разъясняется. Основой социального уклада Города Солнца является общность всей жизни, осуществление которой контролируется администрацией.

И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой». Чиновники в Городе Солнца – начальники отрядов, астролог и врач – решают, какой мужчина с какой женщиной и как часто должен делить ложе. Само соединение происходит под контролем особого чиновника.

Само собой разумеется, что и воспитание детей находится в руках государства. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего, – каждый по указанию своего вождя и руководителя». В обрисованном Кампанеллой обществе, естественно, не существует родственных отношений. И должностные лица внимательно следят за тем, чтобы никто не нанес другому обиды в этом братстве».

Содомия в Городе Кампанеллы наказывается обязательством носить позорную одежду, но в случае повторения – смертной казнью

Кампанелла это ясно сознает и подробно описывает систему наказаний, на которых основывается прочность общественного строя соляриев. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почетных преимуществ…».

Анализ последней фразы показывает, что для поддержания в государстве Солнца общности жизни, – упразднение семьи, собственности, свободы труда и творчества оказывается не достаточно

Город на тайной исповеди, которая принята и у нас, открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души и узнают, каким прегрешениям наиболее подвержен народ». Таким образом, в одних и тех же руках соединяются и административные функции, и жреческие, и – как мы видели – власть налагать любые наказания.

Иными словами, это синтез религии и рационалистической науки (с уклоном в астрологию). Тела умерших не погребаются, а во избежание моровых болезней сжигаются и обращаются в огонь, столь благородную и живую стихию, которая исходит от солнца и к солнцу возвращается. Кампанелла был последним в ряду итальянских философов эпохи Возрождения. Церковь ограничилась обвинением его в пренебрежительных высказываниях и предупреждением.

Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Производство в Городе Солнца основано на всеобщей трудовой повинности. Для обучения дети в Городе Солнца тоже разделяются на отряды.

Не проходите мимо: