imageskomu-prinadlegat-slova-ja-myslju-sledovatelno-suschestvuju-thumb.jpg

Я знаю только то, что ничего не знаю

Тем не менее я, несомненно, могу быть уверен в том, что я мыслю и что я существую. Знать то, что я существую, знать то, что это находится здесь, означает обладать ответом на вопрос, который поставлен в такой форме, что сам же на него и отвечает. Сказать “Я не мыслю” — само по себе бессмысленно, поскольку если это сказано разумно, то такое должно быть ложным; но оно не является самопротиворечивым.

Свою развитую форму немецкая идеалистическая философия достигла в творчестве:В) Канта100.Какому философскому направлению соответствует кредо: «Я мыслю – следовательно существую» ?^ С) рационализм101.

Абсолютная и полная истина – мыслящая самое себя идея», — кому принадлежит эта мысль:В) Г. Гегель104.—105. Все течет, все меняется… в одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Однако сам Декарт, хотя и считал математику парадигмой любого знания, был уверен в том, что ее априорные истины не являются несомненными, в том смысле, которого он требовал. В каком смысле пропозиция, что я мыслю, и следовательно, что я существую, » выглядит несомненной?

Если оно и производит впечатление необходимой истины, то только в силу того, что его отрицание является бессмысленным. То же самое доказательство применимо к положению, что я существую. Поэтому Декарту не было никакой нужды в том, чтобы выводить “sum” из “cogito”; ибо его достоверность могла быть установлена самостоятельно при помощи того же самого критерия. Это, очевидно, истинно вообще по отношению к кому угодно, что если он существует, то он существует, и если он мыслит, то он мыслит.

Я знаю только то, что ничего не знаю

Но это отнюдь не свидетельствует о том, что эти положения сами по себе каким-то образом являются священными и неприкосновенными. Это вопрос о том, что понимать под самосознанием. Слово “Я” не является синонимом слова “господин А”, даже в том случае, когда оно используется господином А для того, чтобы указать на себя самого. Тем не менее нетрудно вообразить обстоятельства, при которых они могли бы иметь употребление.

В случае, когда сознание “вернулось” ко мне после какого-то несчастного случая или болезни, я мог бы сделать такое замечание даже самому себе, и сделать его с чувством открытия. Тем не менее я в действительности являюсь человеком, обладающим таким-то характером. По отношению ко мне это не превышает того, что может быть обнаружено путем составления списка совокупности тех категорий, которым я удовлетворяю. Это просто выражение той тавтологии, что если описание является полным, то описывать больше нечего.

Ответ состоит в том, что этот вопрос имеет смысл только как требование дальнейшего описания: он подразумевает, что описание, данное до этого, является неполным, как это в действительности и бывает. Но тогда, если я, говоря о том, что я существую, не говорю ничего о том, удовлетворительно ли это описание или нет, то что я могу сказать?

Я сделал, что мог; пусть те, кто могут, сделают лучше

В том случае, который мы рассмотрели, а именно, в случае “возвращения” сознания, оно отмечает присутствие какого-то опыта или что-либо еще. Оно, однако, не характеризует этот опыт каким-либо образом. Оно просто указывает (points) на существование чего-то, что, в данных обстоятельствах, делает возможным- его употребление. Оно, однако, отличается от большинства иных высказываний тем, что если оно ложно, то оно не может быть в действительности сделано.

Фразеологизмы на букву Я. Значение и происхождение

Если он умеет делать высказывание, то оно должно быть истинным. Его вырожденность состоит в том, что высказывания, которые выражаются такими предложениями, как “это существует” и “это происходит сейчас”, являются вырожденными.

Взятое в своем контексте, оно является содержательным только постольку, поскольку7 привлекает внимание к чему-то, для указания на которое используется указательное местоимение. Это, безусловно, тот самый случай, когда если кто-то добивается знания того, что он существует, или что он мыслит, то он обязан быть правым.

Доказательство того, что оно не является самопротиворечивым, состоит в том, что оно могло бы быть истинным. Вероятно, демон мог бы заставить меня сомневаться в том, мыслю ли я, хотя и трудно себе представить, что это могло бы произойти; не ясно, что представляло бы собой такое состояние сомнения. Это не означает, что люди не осознают себя самих, в том смысле, что они не постигают вещи, с ними происходящие.

Не проходите мимо: